Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брянский яков григорьевич

Энциклопедический словарь

Бря́нский Яков Григорьевич - настоящая фамилия Григорьев, (1790-1853), актёр. С 1811 на Петербургской сцене. Представитель русского классицизма.

* * *

БРЯНСКИЙ Яков Григорьевич - БРЯ́НСКИЙ Яков Григорьевич (наст. фам. Григорьев) [6 (17) октября 1790, Санкт-Петербург - 4 марта (20 февраля) 1853, там же], российский актер, крупнейший представитель русского театрального классицизма.

Родился в семье мелкого чиновника, юношей поступил на службу копиистом в Сенат, увлекался театром. В 1811 на домашнем вечере у князя А. А. Шаховского (см. ШАХОВСКОЙ Александр Александрович) с большим успехом продекламировал роль Полиника из трагедии В. А. Озерова (см. ОЗЕРОВ Владислав Александрович) «Эдип в Афинах» и был принят на петербургскую сцену в так называемую «Молодую труппу», организованную Шаховским. Дебютировал в комедии «Влюбленный Шекспир» А. Дюваля в заглавной роли. В первые годы Брянский играл в основном роли любовников, иногда дублировал роли, исполняемые первым трагиком русской сцены А. С. Яковлевым, после смерти которого в 1817 занял место ведущего трагического актера. Среди ролей: Отелло, Яго («Отелло» Шекспира), Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Танкред («Танкред» Вольтера), Уголино («Уголино» Н. А. Полевого). Брянский обладал прекрасными внешними данными, мощным и красивым голосом, игра его отличалась благородством, но ему не хватало темперамента, необходимого для трагического актера, игра его была холодна и рассудочна. С приходом на сцену В. А. Каратыгина (см. КАРАТЫГИН Василий Андреевич) (1820) Брянский уступил ему первые роли в трагедиях, перейдя на амплуа резонеров и благородных отцов, выступая часто в мелодрамах, драмах и комедиях. Играл Ломоносова и Езопа в комедиях Шаховского «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» и «Притчи, или Езоп у Ксанфа»; Альцеста (Крутона) в комедии Мольера «Мизантроп» и др.

При постановке пьес Брянский нередко брал на себя обязанности режиссера. В 1831 в свой бенефис Брянский поставил (впервые целиком) «Горе от ума» Грибоедова и сыграл Фамусова, особо подчеркивая его барственность. При его содействии в 1832 была осуществлена постановка «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина, где Брянский сыграл роль Сальери. В 1833 для своего бенефиса он перевел и «приспособил» для русской сцены пьесу Шекспира «Ричард III», назвав ее «Жизнь и смерть Ричарда III».

В 1828-1837 руководил драматическим классом Петербургского театрального училища. В 1842 оставил сцену, но в 1845 вернулся вновь и оставался на ней до своей смерти.

Большой энциклопедический словарь

БРЯНСКИЙ (наст. фам. Григорьев) Яков Григорьевич (1790-1853) - российский актер. С 1811 на петербургской сцене. Представитель русского классицизма.

Полезные сервисы